Первые шаги страхования ОПО Юрьев Андрей Васильевич Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО), член экспертного совета по страхованию при ФСФР
|
Два месяца идет практическая работа по обязательному страхованию опасных объектов в России. В чем состоит социально-экономическая роль страхования ОПО? Какова будет динамика числа заключенных договоров и собранных премий? Что делается, чтобы противостоять демпингу и обеспечить соблюдение закона? Как реализуется работа по созданию IT-системы ОПО? О ходе работы по заключению договоров страхования, первых проблемах и достижениях страховщиков порталу «Страхование сегодня» рассказывает Президент Национального Союза Страховщиков Ответственности (НССО) Андрей Юрьев.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Андрей Васильевич, есть ли у НССО какие-либо первые сведения о том, как началась практическая работа по обязательному страхованию ОПО? Сколько договоров уже заключено? Повторится ли, как прогнозировали некоторые эксперты, ситуация с введением ОСАГО?
Если проводить аналогию с ОСАГО, где был 6-месячный период без штрафов ГАИ, в ОПО такой период без штрафов со стороны Ростехнадзора – в два раза меньше. По ОСАГО за первые 6 месяцев работы закона было застраховано порядка 87-90% автомобилей; после того, как сотрудники ГИБДД начали проверять наличие полисов и применять штрафы, доля застрахованных дошла до 96%. По страхованию ОПО на сегодняшний день, в соответствии с данными, полученным в рабочем порядке, заключено около18 тысяч договоров.
Какова, по Вашим прогнозам, будет динамика заключения договоров ОПО?
Думаю, основной пик заключения договоров придется на конец марта, поскольку с 1 апреля 2012 года начнут применяться штрафы за несоблюдение обязанности по страхованию. Штраф 500 тысяч, который может наложить при проверке инспектор Ростехнадзора, – это своеобразная «дубинка», которой все боятся. Поэтому конец марта и весь апрель – это период, когда будут спешно дозаключаться договоры. Вероятно, к концу апреля мы сможем говорить о тех же 90 %, которые на первом этапе были достигнуты в ОСАГО.
Первые официальные итоги мы будем подводить, наверное, в мае. В то же время, уже к концу марта весь массив информации, накопленный с января, мы постараемся ввести в информационную систему, чтобы окончательно ее запустить и, начиная с апреля, получать все более точные и корректные цифры. Россия – страна огромная, у компаний есть филиалы в отдаленных регионах, поэтому любая логистика, даже информационная, требует времени. Временной промежуток, в течение которого информация от агента на месте через все промежуточные ступени с их периодами отчетности, дойдет к нам, может быть достаточно существенным. Речь идет не об элементарной цепочке передачи данных, поэтому процесс построения единой информационной системы – вопрос очень непростой и многофакторный.
Что касается первых 18 тысяч договоров, то это только около 5 % от общего числа объектов, подлежащих страхованию. Однако это в определенной степени оценочный показатель, основанный на предварительных сведениях, которые представляют нам страховщики.
Не начнут ли те предприятия, у кого за это время произошла авария, но до 1 апреля не было обязанности иметь на руках заключенный договор, заключать их «задним числом»?
Поверьте, страховщики умеют считать деньги и заключение договоров «задним числом» практически невозможно. В ОПО размер премии несопоставим с размером выплат. Данный вид страхования - это очень ответственное дело, к которому и относиться нужно соответственно. Теперь страховщики должны выплачивать по 2 миллиона рублей за каждого погибшего – это существенный шаг в повышении ценности человеческой жизни.
Некоторые специалисты очень скептически оценивают потенциал ОПО для кросс-продаж – ведь бюджет предприятия на цели страхования крайне ограничен, и деньги уже потратятся на страхование ответственности…
В данном контексте нужно говорить не о кросс-продажах, то есть не о втором договоре с этим же клиентом, а о развитии страхования в целом.
На мой взгляд, роль обязательных видов страхования в какой-то степени эталонная, они должны быть образцами того, как надо работать. Обязательных видов страхования не должно быть много, но они должны обозначать тот стандарт, к которому нужно стремиться на добровольном рынке. Страховые компании в обязательных видах конкурируют тем, что обеспечивают дополнительный уровень сервиса, это повышает общее качество обслуживания страхователей. На мой взгляд, введение обязательного страхования по всем рискам – это неправильный шаг. К тому же введение нового вида обязательного страхования в качестве реакции на какое-то событие накладывает дополнительную ответственность не только на страховые компании, но и прежде всего на тех, кто этот обязательный вид вводит.
Трагические события – взрыв в московском ресторане Il Pittore – заставили вернуться к рассмотрению вопросов о введении новых обязательных видов страхования ответственности (например, ответственности устроителей массовых мероприятий; ответственности за качество продукции (работ, услуг) и др.) Какова Ваша позиция по подобным предложениям?
В этом вопросе я поддерживаю позицию, которую уже не раз озвучивал Минфин России. К обязательным видам нужно относиться достаточно аккуратно. Они должны быть лишь толчком для развития добровольных видов страхования, эталоном и ориентиром. Невозможно все регулировать обязательным страхованием. Если обязательные виды страхования будут вводиться по принципу: утонул корабль – давайте страховать ответственность судовладельцев, произошел взрыв в ресторане – начинаем страховать ответственность рестораторов, а если упал спутник – то ответственность космодромов, это означает, что мы действуем постфактум и выборочно.
В чем, на Ваш, взгляд состоит социально-экономическая роль страхования ОПО?
Введение страхования ОПО - это осознанный шаг государства, основанный на необходимости решать системную проблему. Мы живем с наследием опасных объектов еще со времен Советского Союза. В марте 2011 года Президент России на заседании Госсовета говорил о том, что у нас изношенность оборудования достигает 50-60% и более - это колоссальная проблема.
Подход, при котором страховщики, по сути являясь «экономическими контролерами» на предприятии, ежегодно будут оценивать уровень безопасности, проверять документацию и передавать сведения в Ростехнадзор и МЧС России, позволит государству увидеть более полную картину ситуации с аварийностью. Введение обязательного страхования ОПО – это не только передача функции социальной защиты страховщикам, обеспечение своевременности выплат и снижение нагрузки на бюджет, но и повышение прозрачности информации по уровню безопасности.
Например, на мой взгляд, огромное достижение ОСАГО, как аналогичного механизма, в том, что прекратились разборки на дорогах и автовладелец почувствовал себя защищенным. А технологии и налаженный сервис, соответственно, были перенесены из ОСАГО в добровольное каско. Надеюсь, аналогичное развитие событий произойдет и в страховании ОПО.
Запущена ли IT-система ОПО, о важности которой столько говорилось?
Процесс запуска IT-системы в эксплуатацию достаточно трудоемкий. На сегодняшний день первая очередь АИС ОПО разработана, сейчас мы заканчиваем приемочные испытания, после чего начнется опытная эксплуатация системы. К концу марта страховщики должны ввести в систему данные за первый квартал, и с апреля мы планируем получать точные и корректные цифры.
Как IT-система поможет осуществлять контроль тарификации и соблюдения единых условий страхования?
Когда договор заключается и вводится в систему, мы получаем информацию не только о страхователе, сумме премии и сроке страхования, но и другие важные сведения. Например, в системе фиксируются все данные по полису: после сверки с информацией «Гознака» полис меняет статус с «выданного» на «заключенный». В процессе работы по нему данные будут дополняться.
По разным объектам могут быть спорные ситуации, поэтому все нужно перепроверить. Таким образом, система сразу проверяет, правильно ли начислили премию в соответствии с тарифами, установленными Постановлением Правительства, правильно ли посчитали коэффициент безопасности, правильно ли определили, декларируемый ли это объект и максимально возможное количество потерпевших (МВКП).
Есть ли информация, сколько страховщики уже собрали страховой премии по ОПО?
В отличие от ОСАГО, страхование ОПО подразумевает возможность уплачивать премию в рассрочку, поэтому данных по премиям пока нет. Будут два показателя премии - начисленная и фактически оплаченная, они могут существенно отличаться, поскольку размер премии по одному договору здесь не 2 тысячи рублей, а существенно выше.
Есть ли в числе договоров, введенных в информационную систему те, что подлежат обязательному перестрахованию в пуле НССО? Как система выполняет возложенные на нее задачи в сфере перестрахования?
Конечно, такие договоры уже есть. Плановый срок тестирования модуля «Расчеты по перестрахованию» – конец марта, поскольку расчеты в рамках пула должны проводиться ежеквартально. Соответственно, по итогам 1 квартала 2012 года расчеты пройдут в апреле.
Сейчас система накапливает введенные данные по заключенным данным. Когда наступит «дата отсечения», на которую надо производить расчеты в пуле, будут сформированы перестраховочные бордеро, которые служат основой взаиморасчетов. Затем расчетный банк производит расчеты, исходя из корректно начисленной премии и корректно определенных страховых сумм. Расчеты ведутся одновременно и по премиям, и по убыткам.
Кстати, об убытках, недавно в СМИ было сообщено, что произошел первый страховой случай – у компании «СОГАЗ»…
В настоящее время мы ведем мониторинг событий, имеющих признаки страхового случая. С 1 января 2012 года произошло около 50 аварий, которые потенциально являются страховыми случаями по закону об ОПО, но сведений о том, были ли в отношении этих объектов заключены договоры обязательного страхования, пока нет.
Авария на газораспределительном пункте в Сестрорецке – на сегодняшний день, действительно, самый крупный и показательный случай, где есть заключенный договор страхования. И страховая компания, после того как Ростехнадзором и МЧС будет закончено расследование и установлены причины аварии, имеет право принимать документы от потерпевших и урегулировать убытки.
В ходе подготовки к началу работы по ОПО Вы неоднократно заявляли, что система будет предельно прозрачной для населения, а информация по тому, как и где получать выплаты, будет предельно доступной для всех. Резонный вопрос – при традиционно низком уровне законопослушности наших граждан, не послужит ли это толчком к мошенничеству? Не потянутся ли «лжепотерпевшие» на территорию, где случилась авария, не будут ли обращаться с поддельными документами за выплатами, вступать в сговоры с местным врачами?
Тема очень серьезная. В свое время, когда обсуждались поправки в закон об ОСАГО, повышающие размер выплат по жизни и здоровью, были представлены достаточно убедительные примеры того, как во многих отдаленных районах люди сознательно себя калечили только для того, чтобы получить возмещение в страховой компании. К сожалению, это факт. И в страховании ОПО ситуация, что кто-то будет делать подобное ради выплаты, тоже вероятна. В каждом случае, когда происходит авария, проводится расследование Ростехнадзора, и специалисты понимают, что такое развитие событий возможно, и они должны быть бдительны. Кроме того, по статистике 90% от общего числа потерпевших – это работники самого предприятия или лица, находящиеся на его территории. Поэтому здесь должна работать в том числе и профессиональная врачебная этика, которая помешает тому, кто не мог получить травмы в результате страхового случая, получить справку.
Рассмотрим другой вариант – это уже не мошенничество, но тоже необоснованное обогащение страхователя. Если то же самое имущество третьего лица, действительно пострадавшее от реальной аварии, было застраховано по добровольному страхованию имущества у другого страховщика, то как будет решаться здесь проблема недопустимости двойного страхования?
На сегодняшний день единой централизованной системы борьбы со страховым мошенничеством в России нет, и для этого есть объективные причины, ведь каждая компания дорожит своим портфелем и отношениями с клиентами. Поэтому единственный способ – реагировать точечно на каждый убыток и действовать по ситуации.
Недопустимость неосновательного обогащения страхователя регулируется нормами Гражданского кодекса, и в классическом страховании имущества эта ситуация в определенной мере проработана. С ОПО двойное страхование теоретически тоже может быть. Но я думаю, если каждая выплата будет проводиться через информационную систему, это будет легче выявлять. К тому же сами события в страховании ОПО достаточно крупные и получают резонанс в СМИ. Десятилетиями может ничего не происходить, а потом вдруг случится что-то вроде аварии в Сестрорецке или случая в Самарском «Парк-Хаузе» в декабре 2011 года. Кроме того, страховщики внимательно отслеживают факты нахождения объектов в зоне аварии, у них есть службы безопасности которые выясняют, были ли выплаты, всегда есть возможность связываться с другими страховыми компаниями. В случае, если страховщик ОПО после выплаты выясняет, что потерпевший уже получал выплату в другой компании, он вправе предъявить требование о возврате излишне уплаченной суммы возмещения, взыскать ее по суду. На мой взгляд, это основное, что должно помешать повторным выплатам при двойном страховании.
Планируется ли в НССО работа по сбору и анализу отчетности своих членов? Будут ли результаты сводной отчетности публичными для рынка? Планируете ли Вы давать информацию о самих опасных объектах и их состоянии?
В вопросе информирования на НССО возложены дополнительные обязанности - мы должны передавать сведения по всем страховым организациям в ФСФР и Минфин России, а информацию о состоянии опасных объектов – в Ростехнадзор и МЧС России. Ведение отчетности важно для контроля финансовой устойчивости страховщиков, занимающихся данным видом страхования. Мы заинтересованы в прозрачности и открытости рынка и будем регулярно публиковать статистические данные, содержащие и сведения о результатах работы страховщиков, и информацию о самих объектах страхования. Такие показатели, как количество заключенных договоров, динамика их заключения, объем страховых премий и выплат в целом по рынку, – это информация, которая, не должна быть закрытой.
Кроме того, в работу запущен новый сайт НССО, он тоже будет максимально наполнен информацией. Как мы и обещали, в нем будет раздел для потерпевших, позже появится «горячая линия». НССО будет оперативно реагировать на все страховые случаи и контролировать ситуацию, чтобы урегулирование проходило без проблем для предприятий-клиентов, страховых компаний, и, самое главное, для потерпевших.